Фрагмент для ознакомления
2
устного предания как основного источника, лежавшего в основе Евангелий, отвергая представление об использовании евангелистами письменных свидетельств . Работы М. Лузина по интерпретации НЗ подверглись серьезной критике со стороны профессора доктора П.И. Горского-Платонова за их несамостоятельный характер. В ответ М. объяснил свое появление насущным полемическим заданием, которое не требовало задержки. Активная работа в области популяризации экзегезы св. Труды породили множество талантливых учеников и последователей М. Лузина, один из которых был проф. Николай Элеонский, М. Лузин создал на основе лекций, прочитанных в МДА, серию общих и вводных (исагогических) курсов по всем книгам Новой Зеландии и большинству текстов Новой Зеландии. Этот курс под общим названием "Библейская наука" уже после его смерти был издан в Туле под редакцией русского библеиста Н.И. Троицкого.
Начало научного изучения евангельской истории в полемическом контексте связано с деятельностью епископа Михаила (Лузина), который уже вскоре после публикации книги Ренана опубликовал работу, опровергающую основные философские предпосылки и выводы европейской негативной критики Евангелий. В качестве альтернативы этому направлению епископ Михаил указал на труды православных протестантских авторов, в первую очередь Э. Генгстенберга и его последователей. Причиной скептических построений епископ Михаил считал необоснованный с позиции исторической науки отказ от церковного предания об апостольском происхождении канонических Евангелий , так что теории критиков, какие "многими выдаются и принимаются за последнее будто бы слово науки", не могут быть признаны научными . Его лекции по истории библейской науки также посвящены опровержению основных выводов критической экзегезы канонических Евангелий.
Синодальный перевод сделал Священное Писание доступным для широких кругов русских верующих, а это в свою очередь потребовало незамедлительного составления библейских комментариев. Эту задачу взял на себя Михаил Лузин (1830–1887), профессор, затем ректор Московской Духовной Академии, а с 1878 года — епископ .
Реформа 60-х годов и некоторые смягчения цензуры способствовали проникновению в Россию радикальных западных тенденций. Между тем на Западе этот период был периодом бурного развития исторической и литературной критики Библии (Г. Эвальд, Г. Гольцман, Э. Ренан, К. Граф и другие). Поэтому Михаил Лузин считал, что российская библейская наука должна выносить грамотное суждение о критических гипотезах. «На мою долю, — сказал он, - выпал жребий сделать меня первой областью, в которой у нас есть опыт открытой конкуренции с современными негативными учениями». Его полемический труд о Ренане, написанный сразу после публикации нашумевшей «Жизни Иисуса», был представлен ему как докторская диссертация. Общественная защита стала важным церковным событием. В нем приняли участие многие представители образованных московских кругов. Впервые деструктивные идеи в области библейской науки были тщательно изложены и подвергнуты научному анализу. Эту критическую работу Михаил Лузин продолжил в цикле своих лекций, опубликованных посмертно под названием «Библейская наука" (Тула, 1898-1906) . Он положил начало новому направлению в русской библейской науке, которое учитывало достижения и ошибки западной библейской науки. У Михаила Лузина было много талантливых учеников, которые впоследствии работали самостоятельно и обогатили православную науку Священного Писания ценными комментариями и монографиями по священной истории, библейскому богословию, археологии, исагогике и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Астафьев Н. Опыт истории Библии в России. СПб., 1889
2. Герике Г. Введение в новозаветные книги Свящ. Писания. – М., 1882. – 2 т.
3. Голубинский. Воспоминания. – Кострома, 1923
4. Зеньковский В., прот. Апологетика. – М.: Издательский Дом «Грааль», 2001.
5. Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870-1900). – Часть II: Летопись научной жизни академии / Курсовое соч. – Загорск, 1974.
6. Лашкарёв П. А. Дача Киево-Братского монастыря Церковщина. – К., 1899
7. Мельков А. С. Жизненный путь и научное наследие прот. А. В. Горского. – М., 2006.
8. Мень А., прот. Михаил (М. И. Лузин) // Он же. Библиологический словарь. М., 2002. – Т. 2. – С. 215-217
9. Михаил (Лузин), еп. Библейская наука: Пятокнижие Моисеево. – Тула, 1899. – Кн. 2.
10. Михаил (Лузин). О Евангелиях и евангельской истории. По поводу книги ''Жизнь Иисуса'' соч. Э. Ренана. - 1870
11. Муретов М. Д. Годы студенчества // БВ. – 1915. – Вып. 10. – С. 156
12. Николин И. «Курс Основного богословия или Апологетики». – Сергиев Пос., 1904
13. Соколов В. А. Годы студенчества // БВ. – 1916. – Вып. 5. – С. 25-27
14. Толкование на Евангелие от Матфея [Текст]: [в 2 кн.] / свт. Иоанн Златоуст. - Москва: Сибирская благозвонница, 2010 – Кн. 1. - 2010. – 734 с.
15. Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга третья. Евангелие от Иоанна.
16. У Троицы в Академии, 1814-1914 гг. – М., 1914
17. Четвероевангелие [Текст]: учебное пособие: методическое пособие для практических занятий по курсу / Ю. В. Серебрякова; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Факультет дополнительного образования, Кафедра теологии. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 363 с.
18. Cyprien (Kern). Les Traductions Russes des textes patristiques. – Chevetogne, 1957
19. Guerike H. E. F. Gesammtgeschichte des Neuen Testaments, oder Neutestamentliche Isagogik. – Lpz., 1868